В настоящий момент юристы компании участвуют в интересном арбитражном процессе. Процесс еще не закончен, но уже имеет место решение арбитражного суда первой инстанции. Чем же интересен процесс?

Во-первых, юристы компании вступили в уже начавшийся процесс на стороне ответчика (заказчик), к которому истцом (экспедитор) были предъявлены требования о взыскании вознаграждения по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание. Изучив материалы дела, юристы компании порекомендовали клиенту (ответчику) предъявить встречный иск на сумму, более, чем в 10 раз превышающую сумму по первоначальному иску на том основании, что заказчику причинен ущерб, вызванный повреждением груза.

Далее, в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции состоялось семь заседаний. Под конец рассмотрения дела количество лиц, участвующих в деле, достигло десяти. А ведь это не дело о банкротстве. Имел место двусторонний договор транспортной экспедиции. Тем не менее, по инициативе истца, ответчика и суда в деле появились: перевозчик, водители, страховщик, принципал, поставщики и покупатели. Помимо большого количества письменных доказательств судом было исследовано около полутора часов видеоматериалов.

Сложность в процессе доказывания вызывало то обстоятельство, что груз был доставлен в опломбированных контейнерах без видимых внешних повреждений.

Тем не менее, юристам Компании удалось отстоять свою позицию, и суд взыскал с первоначального истца стоимость утраченного груза, что, как уже отмечалось выше, многократно превышает размер требований, предъявленных нашему клиенту.

В данном процессе нашими сотрудниками обосновывалась позиция, согласно которой ответственность экспедитора имеет существенные отличия от общих оснований ответственности, предусмотренных статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и ответственности перевозчика (статья 796 ГК РФ).

Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Закон) экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При внешнем сходстве основания для ответственности экспедитора и перевозчика следует исходить из того, что закон возлагает на экспедитора более широкие обязанности (статья 801 ГК РФ), а равно более широкие права, по сравнению с перевозчиком, что расширяет и круг обстоятельств, которые экспедитор мог и должен был предотвратить в целях обеспечения сохранности груза.

В данном случае стоит обратить внимание на пункт 4 статьи 3 Закона, в соответствии с которым экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Пунктом 14 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554) также предусмотрено, что при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки.

Наконец, важнейшим обстоятельством является возложение на экспедитора бремени доказывания «невозможности предотвращения обстоятельств», послуживших причиной для повреждения (утраты) груза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *